В субботу и воскресенье в СДЮШОР А.Смертина проводится семинар тренерского состава, куда я и отбываю, а пока предлагаю статью о спортсменах - любителях для ознокомления.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СПОРТСМЕНАХ-ЛЮБИТЕЛЯХ
Понятие «любитель» появилось в английском спорте в первой половине ХIХ в. Первоначальное определение этого слова в энциклопедии «Британика» означает того, кто участвует в любом виде искусства, ремесла, игры, спорта или другой деятельности исключительно для удовольствия и развлечения, поэтому тот, кто имел преимущество в силе или мастерстве, обусловленное профессией, не допускался к любительским соревнованиям. Идея любительства не имеет ничего общего с Олимпийскими играми Древней Греции. Известных спортсменов Древней Греции обеспечивали города, в которых они жили. Спортсмены освобождались от налогов, получали бесплатное питание, дорогие подарки, большие денежные призы, позволявшие им безбедно жить в течение многих лет. Значительные доходы олимпийских победителей древности никогда не назывались «доходами», «вознаграждением», «жалованием». Использовались такие нейтральные термины как «призы», «подарки» и др. Возможно, поэтому считалось, что спортсмены древности превыше всего ценили само участие в соревнованиях, а не стремились заработать деньги. Таким образом, истоки развития профессионального спорта следует искать в Древней Греции. При определении статуса спортсмена-любителя в начале ХIХ ст. денежные вознаграждения, получаемые спортсменом, в расчет не принимались. В середине ХIХ в. понятие «любитель» претерпевает изменения. В Хартии Любительского спортивного союза Англии 1886 г. любителем считался любой джентльмен, который никогда не участвовал в открытом состязании за денежное вознаграждение и призы вместе с профессионалами, никогда не работал учителем или инструктором физического воспитания для получения средств к существованию, а также не был механиком, ремесленником или чернорабочим. Как видим, уже в прошлом веке получение денег любителями запрещалось. Однако эта формулировка носила очевидный элитарно-классовый и дискриминационный характер. Во второй половине ХIХ в. Англия считалась «законодательницей мод» в спорте. Кубертейн, выдвигая идею возрождения Олимпийских игр, не мог не считаться с требованием английских спортивных деятелей о признании любительства в качестве основного принципа зарождающегося олимпийского движения. Однако если джентльмен викторианской эпохи видел в концепции любительства средство отделения собственной персоны от рабочего, т.е. профессионала, то Кубертейн видел в этой концепции нечто большее – средство защиты моральной чистоты спорта. Уже на I Олимпийском конгрессе, состоявшемся в 1849 г. в Париже, на котором было принято решение о создании МОК и проведении Олимпийских игр, обсуждался вопрос о любительском и профессиональном спорте. Речь шла о необходимости единого толкования понятия «любитель» в различных видах спорта, о возможности быть профессионалом в одном виде спорта и любителем в другом, о получении средств на подготовку и участите в соревнованиях от спортивных организаций. Даже вопрос гэмблинга (заключение пари на результат соревнований) и его совместимость с любительским спортом нашли отражение в этой первой дискуссии. Впервые правила любительства были опубликованы в Бюллетене МОК (1894, №1) и включали семь пунктов, главный из которых определял любителя как человека, который никогда не принимал участия в соревнованиях, открытых для всех желающих, не соревновался за денежный приз или деньги из какого-либо другого источника, не участвовал в состязаниях с профессионалами и никогда в жизни не был оплачиваемым преподавателем или инструктором физического воспитания. Оговаривалось также, что участник Игр не может быть любителем в одном виде спорта и профессионалом в другом. Однако формулировки статуса спортсмена-любителя в разных странах были настолько противоречивыми, что уже на Играх I Олимпиады 1896 г. в Афинах возникли споры не только между спортивными руководителями, но и в среде болельщиков. Когда в Афинах американцы начали выигрывать один забег за другим, кто-то из греческой публики, видя их превосходство и понимая, что это большее результат тренировки, а не природных данных, поднял крик – «профессионалы»! После проведения Игр в Афинах Пьер де Кубертен отмечал, что в разных странах, а иногда и в различных спортивных клубах одной страны в понятие «любитель» вкладывается совершенно иной смысл. В Англии принято сразу несколько определений любительского спорта, итальянцы и голландцы выступают за такое определение, которое является жестким в одних отношениях и чрезмерно расплывчатым в других. Серьезная дискуссия по проблеме любительства и профессионализма в спорте возникла на Сессии МОК 1909 г. в Берлине. Член МОК Т. Кук (Великобритания) предложил, чтобы каждая Международная спортивная федерация сама определяла статус спортсмена-любителя. Дискуссия показала, что концепция любительства стала многими трактоваться как правило допуска спортсменов на Олимпийские игры. В 1911 г. англичанин Р. де Кореи Лаффен внес на рассмотрение Сессии МОК в Будапеште новое определение любителя как человека, который может соревноваться на Олимпийских играх, если он никогда: - не участвовал в соревнованиях на денежный приз, деньги или пари; - не награждался деньгами или любого рода денежной помощью за участие в соревнованиях (оговаривалось, что за возмещение расходов по участию в соревнованиях спортсмен не терял любительского статуса; - не получал никакой премии за потерянное в соревнованиях время; - не продавал и не закладывал свой приз, выигранный в соревнованиях. Запрещалось также участвовать в соревнованиях профессиональным тренерам и инструкторам. Этот текст правил был принят и действовал до сессии МОК 1920 г. в Антверпене. На конгрессе МОК 1925 г. в Праге впервые появился термин оплаты спортсменам «за потерянное время». Это время было ограничено двумя неделями, которые давали спортсмену для участия в соревнованиях за границей в течение года. Столкнулись две противоположные точки зрения: одна – возводила принцип любительства в абсолют, другая – исходила из реальностей развития олимпийского спорта. Выражалось недоумение, почему в мире, основанном на товарно-денежных отношениях, должна существовать сфера деятельности, которая от них искусственно освобождена. Решение вопроса затрудняло и необъективное отношение к профессиональному спорту как к сфере деятельности, лишенной духовности, нравственности, морально-этических принципов. Попытки отделить любительский спорт от профессионального по этим критериям не выдерживали объективного анализа. На сессии МОК 1964 г. в Токио Олимпийский комитет предложил считать спортсменом-любителем того, кто участвует и всегда участвовал в спорте для своего физического и духовного развития и совершенствования, чтобы таким путем приносить социальную пользу обществу без материальной выгоды для себя самого. Любитель должен соблюдать правила соответствующей международной федерации. Участие в спорте не является для него источником доходов. Установление национальной федерацией вознаграждения или заработной платы спортсмену за время участия в международных спортивных соревнованиях не является нарушением любительского статуса. Однако Сессия тогда эту трактовку отклонила. Все настойчивее раздавались требования пересмотра Олимпийской хартии, поскольку сохранение принципа любительства «в старом виде» не только не препятствует тенденции профессионализации спорта, но и направляет его в русло махинаторства. В апреле 1971 г. МОК принял новую трактовку Правила 26, которая предусматривала соблюдение участниками Олимпийских игр традиционного олимпийского духа и этики, регулярное занятие спортом в часы досуга без получения любого вознаграждения за участие. Его средства к существованию не должны быть получены или зависимы от доходов в спорте и он должен иметь основную профессию, чтобы обеспечить свое будущее и настоящее существование. Он не должен быть как в настоящем, так и в прошлом профессионалом, полупрофессионалом или так называемым «нелюбителем» в любом виде спорта. Он не доложен быть тренером. Преподаватели физического воспитания, которые занимаются с начинающими, допускаются к участию в Играх. Новая концепция любительства создавала равные условия для подготовки и участия в соревнованиях представителей разных классов и систем, ликвидировала лицемерие и обман, связанные с нелегальным получением денег спортсменами. Последующие годы показали, что олимпийский спорт очень быстро адаптировался к допуску профессионалов на Олимпийские игры. Уже к началу 90-х годов дискуссии по этому вопросу прекратились, а активность сторонников любительства в их борьбе за идеалы олимпизма была перенесена на проблемы «справедливой игры», борьбы с допингом, олимпийского образования и др. Следует отметить, что многие специалисты, особенно занимающиеся философскими проблемами олимпийского спорта, в частности проблемой «справедливой игры», склонные к идеализации спорта Древней Греции и современного олимпийского движения и далекие от реальной практики олимпийского спорта (его организационных и материальных основ, системы отбора и подготовки атлетов), многое сделали для усложнения этого вопроса и замедления его решения в реальных, а не абстрактных интересах олимпийского движения. Даже сегодня, в 2000 г., когда эта проблема представляется достаточно ясной и практически решенной, мы часто сталкиваемся с туманными рассуждениями о проблеме «справедливой игры» в связи с любительством и профессионализмом в спорте, хотя намного полезнее было бы сконцентрировать внимание на повышении зрелищности соревнований в интересах зрителей, совершенствовании правил и условий проведения соревнований – в интересах спортсменов, повышения объективности судейства – в интересах и одних, и других. Не менее существенны с позиций справедливости вопросы социальных гарантий спортсменам в отношении образования, охраны здоровья, трудоустройства, пенсионного обеспечения.
|